Получить вычет по НДС и учесть расходы для прибыли теперь можно по одному документу
Начиная с 2013 года любой хозяйствующий объект, не нарушая закон, может объединить информацию счетов-фактур и ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами. Такое объединение позволит не только вести бухгалтерский учет, но и заявить о своем праве на налоговый вычет по НДС, а также подтвердить затраты для исчисления налога на прибыль организаций.
Соответствующее письмо от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@, подписанное руководителем ФНС РоссииМихаилом Мишустиным и согласованное с Минфином России, направлено в территориальные налоговые органы для использования в работе и доведения до сведения налогоплательщиков. В этом письме приведен рекомендуемый образец бумажной формы универсального передаточного документа, а также даны необходимые разъяснения по работе с ним.
Итоговая форма универсального передаточного документа — это результат многочисленных обсуждений представителей Налоговой службы с бизнес-сообществом. По словам председателя попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергея Борисова, «универсальный документ, предложенный сегодня налогоплательщикам — стратегически важный шаг ФНС России, в результате которого в выигрыше останутся обе стороны: налоговикам — меньше документов для проверки, а бизнесу — ощутимая экономия средств. Бизнес всегда будет только приветствовать действия властей, направленные на сокращение издержек. Инновации ФНС России доказывают, что ведомство на верном пути».
Председатель Исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов, комментируя инициативу Налоговой службы, заявил: «Несмотря на то, что новая форма документа носит рекомендательный характер и может использоваться бизнесом по желанию, очевидно, что чем больше в организации будет обрабатываться одинаковых форм, тем эффективней работа с ними. И если документ будет воспринят массово налогоплательщиками, от этого выиграют все».
По предварительным оценкам, ежегодно в Российской Федерации создается около 12 млрд счетов-фактур и столько же соответствующих первичных учетных документов (накладных, актов выполненных работ и др.). По каждой налогооблагаемой операции создается по два экземпляра счета-фактуры и первичного учетного документа. Если заменить их единым передаточным документом, то при самых скромных подсчетах экономия составит свыше 20 млрд. листов бумаги, а это не менее 40 млн стандартных пачек бумаги. То есть только на бумаге в год бизнес сможет экономить до 6 млрд. рублей.
В то же время 20 млрд бланков в год образуют 80 млн условных архивных дел. Учитывая пятилетний срок их хранения, в России, в общей сложности, хранятся порядка 400 млн условных дел со счетами-фактурами, которые занимают 10 000 погонных километров архивных полок. По данным Федерального архивного агентства, в среднем по стране стоимость хранения одного архивного дела составляет 19 рублей. Таким образом, одно только хранение счетов-фактур (без учета затрат на их обработку) ежегодно обходится стране в 7,6 млрд рублей.
Выборочные маркетинговые исследования показывают, что с учетом ресурса картриджей и ресурсов самих принтеров затраты можно оценить около 0,7 рублей на лист. А это еще 14 млрд. рублей в год.
Таким образом, общая сумма сэкономленных средств приближена к 30 млрд рублей в год. И это без учета расходов на доставку и времени на проверку и подпись данных.
Как сообщают в ФНС России, работа по разработке и информированию налогоплательщиков об исправлении ошибок в универсальном передаточном документе будет продолжена. Кроме того, планируется подготовить универсальный корректировочный документ в аналогичном формате, а также разработать и утвердить в Минюсте России аналогичные форматы электронных первичных учетных документов на базе счета-фактуры.